Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко покинул свой пост

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко покинул свой постВ среду стало известно о том, что Виктор Христенко, министр промышленности РФ, покинул свой пост. Данный шаг вызван его переходом в Евразийскую экономическую комиссию, которая начала свою работу с 1 января 2012 года.

Оценивая продолжительную работу Виктора Христенко (почти восемь лет) на посту министра Минпромторга, нельзя оперировать однозначными выводами. С одной стороны Христенко досталась не лучшая должность, особенно на фоне кризисный лет и, продолжавшегося не один год, всероссийского упадка производства. С другой — требовалось кардинальное принятие решений и жестких мер. Несмотря на все это, министерство попыталось осуществить ряд кардинальных изменений и реформ. И, что следует отметить, сам чиновник ни разу не получил каких либо нареканий со стороны президента и премьера Российской Федерации.

Одним словом работу Виктора Христенко не получится ни раскритиковать, ни похвалить. Как можно судить однозначно о том, что по сути пришлось собирать и восстанавливать по крупицам – о российской промышленности, которая в основе своей была заложена еще при СССР и ни о какой не то что модернизации, о простой поддержке нормального функционирования речи не шло. Однако, как отмечают эксперты, крупный бизнес был всегда недоволен работой министерства, возглавляемого Христенко, но даже они признают: ведомство провело ряд позитивных изменений.
Кризис 2008, затронувший всю мировую экономику, не прошел и мимо остатков российской промышленности, почти полностью парализовав ее.

Однако Минпромторг во главе с Христенко разработали ряд мер по предотвращению последствий мирового кризиса. В частности были подготовлены мероприятия по стимулированию отечественного автопрома, выявлен ряд проблем в судостроении и отечественном авиастроении. По последнему ведется активная работа по продвижению на мировом рынке российской продукции. Вся машиностроительная отрасль нуждается в немедленном реформировании и приходу европейских стандартов. В результате проводимых мероприятий в несколько раз увеличилась доля иностранного капитала в совместных производствах, что является позитивным фактором для российской промышленности в целом.

Однако некоторые критики продолжают утверждать, что Минпромторг не вело активной политики, вся деятельность была пассивным наблюдением. Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» высказал свое мнение не в пользу Христенко. По его словам министерство не нашло рычагов для активного стимулирования машиностроительной отрасли экономики, в частности авиастроении и сельхозмашиностроении. «Единственный позитивный результат можно отметить в автомобилестроении, хотя и он под сомнением. Взять к примеру тот факт, что до сих ор не создано производства ключевых компонентов, например тех же двигателей» — отметил он в своем интервью. «Мы потеряли слишком много времени, теперь вряд ли можно ждать какого либо развития или коренной модернизации. Но не подумайте, что только один Христенко виноват в сложившейся ситуации, виновата наша бюрократическая система» — добавил Рожков.

Совсем иное мнение у Михаила Пака из «Атона». Он считает, что развитие автомобильной отрасли целиком и полностью заслуга ведомства Христенко. «Именно при его непосредственном участии Россия смогла заключить знаковые договоренности с мировыми автомобильными компаниями. Не подумайте, что сейчас говорю только о сборочных линиях на территории нашей страны для иностранного автопрома. Немаловажным является факт покупки пакетов Renault и Daimler» — говорит он.

В то же время Игорь Комаров – президент «АвтоВАЗа» – позитивно оценил деятельность Минпромторга, и Виктора Христенко в частности. «Этот человек профессионал. Именно с его помощью мы смогли добиться значительных успехов, «АвтоВАЗ» и министерство довольно плодотворно сотрудничали на протяжении этих восьми лет, которые Христенко его возглавлял. Совместно с Минпромторгом мы смогли разработать программу развития нашей компании вплоть до 2020 года, сюда же можно включить и организацию программы по утилизации, которая оказалась самым действенным инструментом в условиях кризиса на сегодняшний день» — отметил Комаров.

Не малой заслугой Виктора Христенко перед отечественным автопромом является его лобби в пользу отечественных автомобилестроителей. Введение повышенных пошлин на импортные автомобили оказались существенным инструментом.

Как часто говорили в различных СМИ — Христенко пропагандирует партнерство между частными корпорациями и государственными. Как, скажем, Объединенная судостроительная корпорация или Объединенная авиастроительная корпорация. Небезызвестные всем «Ростехнологии» – его детище.
Как отмечает все тот же Михаил Пак: — «Прогресс и консолидация в отрасли авиастроения конечно имеются, не без участи Христенко, однако необходимых кардинальных мер так и не было принято. Не было развития в двигателестроении, в том же станкостроении отмечается застой. Нет. Позитивные наработки конечно имеются и одно из них – это ОАК с его Superjet».

Что касается судостроительных предприятий, тут так же не все гладко, в большинстве случаем оставляет желать лучшего. По мнению экспертов, ведомство не приложило должных услуг по регулированию отрасли на операционном уровне.

Виктор Христенко один из «рекордсменов» или «долгожителей» российской политики. Однако он не первый кто покинул правительство после длительного занимания поста. Осенью прошлого года в отставку отправили Алексея Кудрина, бывшего главу Министерства финансов России, он пробыл на своей должности более 10 лет, с 2000 года. Еще одним «долгожителем» в правительстве был Сергей Иванов, который начиная с 2001 года, занимал в правительстве различные должности и в итоге его назначили главой администрации президента РФ.

Виктор Христенко – третий «долгожитель» в общей сложности в правительстве проработал 15 лет, из которых восемь лет отдано Минпромторгу. Начиная с 1997 года он был на различных должностях: 1997г – заместитель министра финансов, 1998г – вице-премьер министр в правительстве Сергея Кириленко, 1999г – первый вице-премьер министр в правительстве Сергея Степашина и Владимира Путина,2000г — вице-премьер министр в правительстве Михаила Касьянова.

И уже весной 2004 года его назначают на текущую должность министра промышленности и энергетики. Впоследствии данное ведомство разделилось на два независимых: министерство энергетики и министерство промышленности и торговли. Второе продолжил возглавлять Виктор Христенко.

В процессе своей деятельности Христенко пришлось поучаствовать в решении различных вопросов, в том числе: участие в разработке проектов федерального бюджета; контроль за расходом федеральных финансовых средств; так же был инициатором некоторых экономических реформ. На его счету участие во многих межведомственных комиссиях. Следует учесть один факт, несмотря на такое обилие занимаемых должностей и полномочий Виктор Христенко ни разу не был замечен в каких либо крупных скандалах, да и со стороны руководства никаких особых нареканий не имеется. У него отличнейшая репутация. Его неоднократно , начиная с 2001 года, выдвигали на должность премьер-министра, но у него нет каких либо амбиций, его все устраивало и в таком ракурсе. Его подчеркнутая аполитичность и исполнительность всегда удивляли его коллег, он никогда не стремился выслуживаться и карабкаться по служебной лестнице.

Предложение занять пост в Евразийской экономической комиссии заставили Виктора Христенко отказаться от должности министра Минпромторг. Данная организация является регулирующим органом Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана и Таможенного союза. 55-летний Виктор Христенко будет занимать должность председателя коллегии ЕЭП и получит статус независимого международного чиновника.

Главной задачей данной комиссии будет обеспечение развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, так же разработка механизмов интеграции двух объединений.

На сегодняшний день еще нет никаких официальных заявлений по поводу нового министра Минпромторга. Временно данный пост будет занимать исполняющий обязанности Денис Мантуров, который на данный момент курирует оборонную промышленность, фармацевтическую промышленность и таможенную политику.

Горячие новости:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий