Модели поведения в контексте индивидуальной картины мира

Модели поведения в контексте индивидуальной картины мира.

Ни для кого не секрет, что каждый человек неповторим и очень сложен. И каждый человек смотрит на мир и воспринимает его по-разному. Естественно это не может не отразиться на его поведении. Но вот парадокс: несмотря на индивидуалистичность каждого живущего человека, поведение все, же удалось определить в модели, под которые можно подогнать фактически любого человека. Какими же факторами это обусловлено и на сколько это объективно? Это первый вопрос, на который нужно ответить.

Если говорить о факторах, то вот основные факторы, которые могут определить будущее поведение человека это:

1. Религия и ментальность. Действительно, религиозное воспитание в последствии может сильно сказаться на поведении человека, особенно если какие-то религиозные предписания или табу для него будут как догма (например, заповеди христианства). Ментальность, как образец характерных особенностей того или иного народа, проживающего на определённой территории, влияет на человека не только с внешнего окружения. Есть мнение, что некоторые характерные особенности народности закладываются в человеке с рождения на генном уровне. Я поддерживаю эту точку зрения и считаю, что гены играют немалую роль в дальнейшем развитии человека.

2. Семья. Влияние семьи на развитие человека трудно переоценить. Именно семья делает человека человеком, превращает ребёнка в личность, гармонизирует его развитие. Конечно, на практике семьи бывают разные, и не всегда они благоприятно влияют на ребёнка, но, как говориться «родителей не выбирают».

3. Окружение и друзья. Сюда входят одноклассники, дворовые приятели, знакомые по интересам, друзья и т.д. Семья до определённого момента является высшим авторитетом для любого ребёнка, но потом наступает период, когда мнение друзей и ближнего окружения о нём становиться тоже весьма значимым. На этом этапе в ребёнке уже заложены некоторые устои и принципы, именно поэтому влияние окружения велико, но оно не может сравниться с влияние семьи. Если компания не нравиться ребёнку, то он может уйти и просто избегать тесных контактов. Если компания ему нравиться, он в ней остаётся.

4. Выделение «Я». Если все предыдущие этапы были характерны в основном для детского и частично для подросткового периода развития, то этот этап характерен для более позднего периода. Именно с этого этапа уже можно говорить об индивидуальности человека. То есть, грубо говоря, до этого этапа человека «делают», а на этом этапе он начинает «делать сам себя». Безусловно, все предыдущие факторы продолжают играть роль, но их влияние уже не настолько велико. На данном этапе человек проявляет свои волевые качества, принимает осознанные решения, делает выбор между чем-то и чем-то.

Итак, теперь можно дать ответ на вопрос, поставленный в начале. Да, человек индивидуален, но без общества и без заложенных в нём общественных и культурных норм он бы не смог этого понять. Как говорилось ранее, перед тем как человек начнёт «делать себя», его должны «сделать другие». Поэтому, построение моделей поведения имеет место быть и может охарактеризовать человека, но не надо забывать, что получиться однобокая характеристика, т.е. человек вам откроет только ту сторону, которое сформировалось в нём тремя первыми факторами. Сторону, образованную последним фактором он вам откроет только в том случае, если посчитает это нужным, и как раз её не под какую модель не подгонишь.

Сегодня в СМИ: