Комично, если не трагично

Большое внимание в изучении в русской литературе заслуженно уделено комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, в которой отчасти затронута и русская национальная идея. В данном произведении автор со всем сатирическим талантом отразил политический конфликт тех времён — конфликт между «Новым» человеком и консерватором.

Автор подымает на смех дом Фамусовых, который выступает в образе избранников «высшего света». И несмотря на то, что лишь Чацкий является представителем лагеря «Новых» людей, всё произведение пронизано идеей декабризма. Об этом свидетельствует почти каждая реплика главного героя, которая направлена против обезличивания национального уровня культуры. Становится очевидно, что сам Грибоедов был одержим идеями своего второго «Я», то есть Чацкого.

Итак, Александр Андреевич Чацкий, руководствуясь принципом «Свобода, равенство и братство», наконец, после своих странствий по свету, возвращается на родину – в Москву. И, к своему сожалению, замечает, что изменений совсем не произошло: общественные отношения так же построены на двуличии, а основной «загруженностью» всего московского дворянства остаются «Обеды, ужины и танцы». Да и в доме Фамусова его не жалуют, ведь он, совсем не разделяет их интересов и даже наоборот, противоречит им.

Наш герой, предан и верен любви и это одни из тех качеств, которые наиболее нам симпатичны. Он возвращается в Москву не просто так. Им движет сильнейшая любовь к дочери Фамусова. Даже разлука не заставила его чувства стать слабее и он, сразу по возвращению, «чуть свет», врывается к ним в дом и повествует ей о своих чувствах. Но ответ на это он узнает, что Софья любит Молчалина. Во всех своих проявлениях Чацкий показывается нам, как истинный декабрист.

Доказательством тому служит, например, великое множество высказываний от его лица, которые свидетельствуют о «остром» уме и находчивости, например: «Ум с сердцем не в ладу» или же, как говорит наш герой о военной должности, «Служить бы рад, выслуживаться тошно». Или же, к примеру, широкую известность приобрёл монолог Чацкого «А судьи кто?»: в нём, в первую очередь, разоблачается крепостническая основа русского дворянства. А наш герой, как-никак, считает, что рабство – источник зла. Так же, кроме рассуждений на тему крепостного права, Чацкий, прямо и без боязни, высказывает Фамусову отвратительную правду, заключённую в неспособности старшего поколения отстоять своё мнение.

Но особенно красочное проявление конфликта происходит на балу. Собравшийся там «высший свет» настроен отрицательно и полному разгрому Александра Андреевича способствует быстро разлетевшийся слух о том, что он сумасшедший. Представители «света» высмеивают его. Чацкий испытывает сильнейшее потрясение от того, что увидел и ко всему прочему терпит полное поражение и остаётся одинок. Ведь Софья его не любит, а общество отнюдь не меняется и не хочет этого делать. Никто его не понимает и в конечном итоге, Чацкий покидает не только фамусовский дом, но и Москву в целом.

Чацкий, несомненно, был сломлен. Но нельзя не согласиться с выводом И. А. Гончарова, что это произошло исключительно из-за количества старой силы и даже будучи поражённым, герой наш нанёс свой свежий и победный удар.

Сегодня в СМИ: