По всей видимости, Министерство здравоохранения и социального развития после выборов, нового назначения председателя правительства разделят, — об этом заявили три чиновника федерального уровня. Подобный вариант сейчас рассматривается вполне серьезно, — утверждает и работник Кремля. Действительно, решение назрело давно, регулировка трудовых отношений уже давно отошла не то, что на второй, на самый последний план.
Министерство труда очень нужно создать, как можно скорее, лишь оно сможет помочь привести все трудовое законодательство к соответствию с реальностью, — говорит один из федеральных чиновников России. Нужно обязательно найти баланс интересов, прав и обязанностей работодателя и работника, решать различные вопросы оплаты страхования, больничных листов, защиты труда, при этом пытаясь добиться минимизации государственных затрат. Это также позволит перевести и пенсионное обеспечение на управление Минтруда, — добавляет еще два чиновника федерального уровня страны.
Также к важным вопросам чиновники отнесли, кому подчинять фонды внебюджетные такие как: Пенсионный (ПФР), медицинского (ФОМС) и социального (ФСС) страхования. Ведь, на данный момент они находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития государства. Сбором страховых платежей занимается ПФР, также он же их и разделяет: себе — 22%, ФСС — 2,9%, ФОМС — 5,1%. А вот новая схема предполагает, что ФСС и ПФР перейдут в подчинение Министерства труда, но ФОМС при этом так и останется у Минздрава. Также стоит отметить, что при расщеплении платежей существует определенный риск конфликтов, — на этот счет предупреждает один из российских чиновников. Именно по этой причине рассматривается вариант, при котором абсолютно все фонды будут находиться в подчинении напрямую правительству, как пять лет назад, в2007 г. Решение принимает не Министерство здравоохранения и социального развития.
Как известно, появилось Министерство здравоохранения и социального развития еще восемь лет назад. В далеком 2004 году. В тот момент его главой стал Михаил Зурабов, который перешел из председателей ПФР. Объединение Минздрава и Минтруда походила параллельно с рядом реформ: работники правительства скорректировали пенсионную реформу, проведенную в десять лет назад, в 2002 году, приняв при этом закон о замене натуральных льгот на деньги и исключив из накопительной части граждан до 1967 года рождения.
Закон о монетизации льгот, разработка которого проходила при участии на тот момент заместителя Минфина Татьяны Голиковой, вызвал массовые протесты населения. Замена льгот на деньги проходила параллельно с резким повышением цен на транспортные услуги: по оценкам Алины Пишняк и Лилии Овчаровой, которые работают в Независимом институте социальной политики, отрицательный эффект от монетизации ощутило на себе 53% населения. В то же время федеральный бюджет за реформу лишь в 2005 году вынужден был заплатить почти в три раза больше, чем планировалось.
Конечно, со временем протесты стали утихать, но после очередной смены правительства в сентябре 2007 года, главой Министерства здравоохранения и социального развития стала Голикова.
Татьяна Голиков также считается автором идеи валоризации пенсионных прав, то есть повышения пенсий гражданам, которые имеют рабочий стаж до 2002 года, не учтенный проведенной в тот момент реформой. В 2010 году бюджет государства выделил для валоризации больше 1/2 трлн. руб. ( около 33% бюджета всего 2010 года), также именно тогда появились соцдоплаты к пенсиям, которые не дотягивали до объема прожиточного минимума региона. Именно по этой причине средний уровень пенсии в реальном выражении вырос на 35% и достиг отметки в 40% от среднего уровня заработных плат (27% на 2009 год). Выросшие пенсионные обязательства ежегодно необходимо индексировать, и новое бюджетное бремя, доля соцрасходов в котором выросла с 1/4 до 1/3, привело к активным дискуссиям и критике со стороны экспертов. Татьяна Голикова категорически не согласна с критиками валоризации. Она заявляла журналистам: «Пенсионное обеспечение граждан было настолько невелико, что на фоне всего остального мира мы смотрелись просто неприлично».
Вместе с валоризацией прошла и реформа единого соцналога — его заменили на страхвзносы, суммарная ставка которых стала выше и достигла уровня в 34% против 26% ЕСН. При этом администрирование взносов перешло к ПФР от Федеральной налоговой службы. По причине кризиса сотрудники правительства решили отложить повышение взносов на один год, и в уже в 2010 году компенсировали фондам выпадающие доходы из бюджета страны. А в прошлом году, когда стала действовать повышенная ставка, Министерство экономического развития отметило уход зарплат в тень, а Минфин, в свою очередь, отметил, что проходит падение сборов подоходного налога. Оба эти ведомства согласились с ростом нагрузки на работу над ошибками. На ближайшие два года — переходный период для разработки и принятия следующей пенсионной реформы — власти общую ставку взносов снизили до 30% и даже вели ряд льгот.
Министерство здравоохранения и социального развития свое внимание акцентирует на регулирование рынка труда вторично и здравоохранении. Идею разделения министерства регулирование рынка труда вторично и Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации (ФНПР), он утверждает, что, дабы заниматься трудом по-настоящему, необходимо создать отдельное ведомство. Он уверен, что ФНПР не первый год предлагает создать Министерство труда, которое проводило бы работу совместно с отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей. Так было бы проще обращаться к премьеру Владимиру Путину и, непосредственно, президенту Дмитрию Медведеву.
Что касается области здравоохранения, то здесь Голикова действует в правильном направлении, но довольно медленно, — уверен топ-менеджер фармкомпании. Стандартизация оказание медпомощи даст возможность бизнесу делать прогнозы спроса на лекарства. И все-таки, еще не все стандарты приняты, — добавляет топ-менеджер, — делаются шаги и для работы системы соцплатежей в случае лекарственного обеспечения, но при этом отсутствует инфраструктура для оценки эффективности лекарственных препаратов.
Реформа здравоохранения, которая позволила бы частным клиникам работать по системе государственных гарантий, все еще остается в статусе споров и дискуссий: нет развития правовой базы, — с сожалением отмечает Артем Гапеев, генеральный директор Европейского медцентра.
Недавно Владимир Путин назвал Татьяну Голикову крутоватой девчонкой с сильным характером, также премьер признал, что работает она на расстрельной должности. Татьяна Голикова пойдет в отставку, — в этом уверены некоторые федеральные чиновники. Такую возможность подтверждает и работник Кремля: «Она и так уже довольно много сделала».
Владимир Гимпельсон, глава Центра трудовых исследований Высшей экономической школы говорит, что вопрос: нужно ли отдельное министерство по труду далеко не первый, ведь, для начала необходимо определить государственные функции на трудовом рынке. Функции регулятора — Роструда сокращаются и передаются на региональный уровень постоянно, — добавляет Гимпельсон, — но если правительство планирует модернизировать экономику, то нужно создать институт, который смог бы оказывать помощь людям в переходе с малопроизводительных и старых рабочих мест на более новые и современные.